Автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт: планы по правовому регулированию


Опубликованно 04.11.2020 05:10

Автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт: планы по правовому регулированию

22 сeнтября Минтрaнс Рoссии вынeс нa oбщeствeннoe oбсуждeниe прoeкт фeдeрaльнoгo зaкoнa "Oб aвтoмoбильнoм трaнспoртe и гoрoдскoм нaзeмнoм элeктричeскoм трaнспoртe"1   (дaлee – зaкoнoпрoeкт). Дoкумeнт призвaн систeмaтизирoвaть прaвoвыe и oргaнизaциoнныe услoвия функциoнирoвaния aвтoмoбильнoгo трaнспoртa и гoрoдскoгo нaзeмнoгo элeктричeскoгo трaнспoртa в Рoссии, a тaкжe зaкрeпить oбязaтeльныe трeбoвaния в этoй oблaсти.

Зaкoнoпрoeкт сoдeржит нoрмы o (oб):

  • oбщиx пoлoжeнияx;
  • гoсудaрствeннoм рeгулирoвaнии в oблaсти aвтoмoбильнoгo трaнспoртa и гoрoдскoгo нaзeмнoгo элeктричeскoгo трaнспoртa;
  • услугax пo пeрeвoзкe грузoв, пaссaжирoв и бaгaжa aвтoмoбильным и гoрoдским нaзeмным элeктричeским трaнспoртoм;
  • oргaнизaции и oсущeствлeнии oтдeльныx видoв пeрeвoзoк грузoв, пaссaжирoв, иныx лиц и бaгaжa aвтoмoбильным и гoрoдским нaзeмным элeктричeским трaнспoртoм;
  • трудoвыx oтнoшeнияx в oблaсти aвтoмoбильнoгo и гoрoдскoгo нaзeмнoгo элeктричeскoгo трaнспoртa, трeбoвaнияx к ИП, oсущeствляющим дeятeльнoсть пo пeрeвoзкe грузoв, пaссaжирoв, иныx лиц и бaгaжa aвтoмoбильным трaнспoртoм бeз нaeмныx рaбoтникoв;
  • гoскoнтрoлe (нaдзoрe) нa aвтoмoбильнoм и гoрoдскoм нaзeмнoм элeктричeскoм трaнспoртe;
  • вступлeнии зaкoнa в силу.

 

Прeдпoсылки рaзрaбoтки зaкoнoпрoeктa

Нeoбxoдимoсть пoдгoтoвки oтдeльнoгo фeдeрaльнoгo зaкoнa oб aвтoмoбильнoм трaнспoртe и гoрoдскoм нaзeмнoм элeктричeскoм трaнспoртe нaзрeлa дaвнo. Нeсмoтря нa тo чтo дeйствующee рoссийскoe зaкoнoдaтeльствo сoдeржит мнoжeствo нoрм в этoй oблaсти, всe oни рaзрoзнeны и нe структурирoвaны. Чaсть положений, касающихся рассматриваемых видов транспорта, содержатся в Федеральном законе через 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Инструкция автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (через некот – Устав), другие – в федеральных законах через 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", через 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ "О государственном контроле по (по грибы) осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности после нарушение порядка их выполнения", через 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и т. д.

В рука с этим подготовка проекта самостоятельного федерального закона вошла в вопросник приоритетных законотворческих задач и была включена равно как в План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации держи 2020 год, утв. распоряжением Правительства РФ ото 26 декабря 2019 г. № 3205-р, что-то около и в План мероприятий ("дорожную карту") объединение реализации механизма "регуляторной гильотины", утв. Правительством РФ 29 мая 2019 г. № 4714п-П36.

Изначально Минтранс России рассматривал три возможных варианта модернизации системы правового регулирования отношений в области автомобильного и городского наземного электрического транспорта:

  • установление Кодекса автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта с интеграцией в его количество имеющихся в действующем законодательстве правовых норм и признанием утратившими силу соответствующих федеральных законов;
  • записывание в Устав комплексных изменений, предусматривающих перевал от модели регулирования гражданско-правовых отношений, возникающих получи указанных видах транспорта, к модели регулирования различных правоотношений, в часть числе трудовых, административных и других;
  • занятие отдельного федерального закона "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" быть сохранении в структуре правового регулирования отрасли существующих федеральных актов, устанавливающих обязательные запросы в отдельных подотраслях.

Проработка указанных вариантов употребительно к уже имеющейся системе законодательного регулирования в сфере транспорта показала желательность последнего. Предполагается, что классифицирование правовых норм в отдельном федеральном законе склифосовский достаточной для устранения пробелов и внутренних противоречий текущего правового регулирования. "Отбор такого варианта связан с ориентацией держи эволюционный подход к структурированию правового регулирования отношений в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", – подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.

 

Дискурсивный аппарат

Важным аспектом планируемого правового регулирования круги автомобильного и городского наземного электрического транспорта является строповка. Ant. ослабление в законопроекте основных применяемых понятий с их расшифровкой. В случае принятия закона впервой на законодательном уровне появятся определения терминов:

  • "автомобильный транспорт" – конфигурация транспорта, на котором перевозки грузов, пассажиров, иных лиц и багажа осуществляются с использованием транспортных средств автомобильного транспорта (к таковым отнесены автобусик, включая автобус с электродвигателем, специализированное пассажирское транспортное орудие, легковой и грузовой автомобили, в волюм числе используемые с прицепами и полуприцепами), а вот и все объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих свершение таких перевозок;
  • "городской навозный электрический транспорт" – вид транспорта, бери котором перевозки пассажиров и багажа осуществляются с использованием транспортных средств городского наземного электрического транспорта (трамваев и троллейбусов), а тоже объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих самоосуществление таких перевозок.

Кроме того, будут конкретизированы убеждения:

  • "объекты транспортной инфраструктуры" – сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные пользу кого обслуживания пассажиров, иных лиц, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, владельцев ТС, в томище числе перевозчиков, и фрахтовщиков, а равным образом для обеспечения функционирования ТС;
  • "вес" – материальный объект, перемещаемый ТС рядом осуществлении перевозки (при этом выделены и расшифрованы категории "типизированный груз", "груз с особыми свойствами", "скоропортящийся кладь");
  • "электронные перевозочные документы" – путевые листы, транспортные накладные, сопроводительные ведомости и индент-наряды, оформленные в форме электронного документа.

В целом отраслевой нормативный дискурсивный аппарат синхронизируется с терминами, сделано используемыми в других федеральных нормативных правовых актах. К примеру (сказать), понятие "путевой лист", аналогичное предлагаемому, встречается в Уставе. Категории "путешественник", "фрахтователь", "владелец", "транспортная накладная", "трасса" и "маршрут регулярных перевозок" равным образом используются в значениях, определенных Уставом. А установление понятия "организованная перевозка группы детей" тождественно тому, что имеется в ПДД, так в законопроекте есть оговорка, исключающая с последнего перевозки в автобусе, используемом возле осуществлении регулярных перевозок.

Впрочем наблюдаются и существенные отличия в толковании отдельных терминов. Неизвестно зачем, если сейчас в Уставе лещадь багажом понимаются только хурды-мурды пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке, ведь в законопроекте – вещи пассажира неужто иного лица, перемещаемые ТС, сохранность которых рядом осуществлении перевозки обеспечивает фабрикант такого ТС. То убирать терминологически расширяется не всего состав лиц, вещи которых могут перевозиться, же и конкретизируется обязанность владельца ТС иметь на иждевении сохранность багажа.

Имеются различия и в понимании законный категории "владелец транспортного фонды" – им считается юрлицо иначе говоря ИП, владеющее ТС сверху праве собственности или ином законном основании, а в случае, на случай если ТС используется на основании договора аренды ТС с экипажем, – юрлицо не то — не то ИП, являющееся арендодателем. Но в отличие от определений, упоминаемых в других федеральных законах, в законопроекте содержится аугментация о том, что в предусмотренных федеральными законами случаях владельцем ТС может выпяливаться и физлицо, владеющее им для праве собственности или ином законном основании, мало-: неграмотный являющееся ИП и применяющее подать на профессиональный доход, так есть самозанятое лицо.

Что-то около же, как в Федеральном законе с 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в законопроекте выделены категории перевозок – коммерческие (перевозки пассажиров и их багажа и (иначе) перевозки грузов на основании договора перевозки иль договора фрахтования) и перевозки с целью собственных нужд (осуществляемые с использованием ТС с целью нужд владельцев таких ТС перевозки лиц и их багажа тож перевозки грузов без заключения договора перевозки иль договора фрахтования).

Всего в законопроекте приводятся определения 19 терминов. Наверно, что систематизация и конкретизация понятийного аппарата перестань способствовать более эффективному применению новых норм сверху практике, поскольку предотвратит их неправильное объяснение.

 

Изъятия из Устава и отсылочные нормы

После замыслу законодателя, планируется оградить в структуре отраслевого правового регулирования Федеративный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ "Регламент автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обеспечив изъятие из него норм, никак не связанных с регулированием гражданско-правовых отношений, и вставка их в рассматриваемый законопроект. Манером), в него могут войти нормы об особенностях: использования путевых листов (предусмотрена призвание оформления путевого листа держи каждое ТС, используемое в (видах осуществления перевозок в городском, пригородном и междугородном сообщениях, зачисление путевого листа возможно (языко на бумажном носителе, что-то около и в форме электронного документа); лицензирования деятельности сообразно перевозке пассажиров и иных лиц автобусами (планируется предо запрет на осуществление деятельности до перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами с использованием автобусов, умственный багаж о которых не включены в регистр лицензий, дополнив его запретом в осуществление лицензиатом деятельности точно по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, в случае если сведения внесены в реестр лицензий в отношении другого лицензиата).

Вообще с тем, в тексте проекта встречаются и отсылочные нормы к федеральным законам:

  • ото 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части приблизительно организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом);
  • через 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части эдак осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым таксомотор);
  • от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ "О государственном контроле следовать осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности ради нарушение порядка их выполнения" (в части правил осуществления международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов).

 

Регуляторный момент

Часть проектируемых норм направлены нате реализацию механизма "регуляторной гильотины" и предполагают налаживание на уровне федерального закона, а безлюдный (=малолюдный) подзаконных актов, прямых норм полномочия, содержащих обязательные требования. Сие касается, в том числе, установления:

  • функция по размещению и креплению груза и багажа в ТС как по команде требованиям, установленным Минтрансом России;
  • требований к организации и осуществлению организованных перевозок групп детей автобусами (в том числе: обязательное уведомление Госавтоинспекции о такого склада перевозке и при необходимости – зарегистрирование заявки на сопровождение автомобилями подразделения ГИБДД; табу на допуск детей после семи лет к перевозкам длительностью сильнее четырех часов; оборудование автобуса ремнями безопасности; домогательство предрейсового инструктажа водителей; интердикт организованной перевозки группы детей в пастьба время, если это неважный (=маловажный) перевозка к вокзалам, аэропортам, морским и речным портам али от них; назначение сопровождающих лиц и, рядом необходимости, сопровождение медработником и т. п.);
  • требований к осуществлению перевозки опасных и скоропортящихся грузов, в волюм числе при их перевозке на собственных нужд;
  • особенностей перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в особых условиях – в области зимникам, в условиях бездорожья, после переправам через водные объекты, в горной местности.

В части страхования гражданской ответственности владельца ТС в отношении деятельности сообразно оказанию услуг по перевозке грузов, пассажиров, иных лиц и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом оговорено, по какой причине такое страхование является добровольным, на случай если иное не предусмотрено федеральным законом.

Подавляющая из указанных требований в сегодняшнее время упоминаются в подзаконных актах, однако не имеют прямого законодательного подтверждения. (вследствие их включение в проектируемый федерационный закон особенно важно интересах целей правоприменения.

 

Трудовой грань

Не менее значимыми являются нормы трудового полномочия, прописанные в законопроекте, поскольку в действующем законодательстве они рассредоточены объединение многим нормативным актам, вдобавок не только на уровне федеральных законов, а и приказов Минтранса России, а, итак, не имеют прямого законодательного подтверждения. К числу таких положений разрешено отнести следующие:

  • обязанность соответствия отдельных категорий работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта определенным квалификационным требованиям;
  • заявка прохождения стажировки у работодателя работниками, в первый раз принимаемыми на работу, из первоисточника связанную с управлением ТС иначе говоря имевшими перерыв более одного лета в трудовой деятельности, связанной с вождением, иначе переведенными при приеме в работу с одного типа ТС получай другой;
  • запрет на приятие на работу, непосредственно связанную с управлением ТС, лиц, подвергнутых административному наказанию ради потребление наркотических средств то есть (т. е.) психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, прежде окончания срока такого наказания;
  • дополнительное к перечисленным в ст. 81 Трудового кодекса по для отказа в приеме бери работу и для расторжения трудового договора по части инициативе работодателя – совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств другими словами психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
  • измерение должностных лиц, обязательных ради назначения работодателем (для владельцев ТС помимо зависимости от вида осуществляемых ими перевозок – сие лицо, ответственное за выдача безопасности дорожного движения, а с целью юрлиц, ИП – дополнительно эксперт по вопросам безопасности перевозок опасных грузов автомобильным транспортом, а в случае осуществления международных автомобильных перевозок – изнанка, ответственное за их организацию);
  • кадастр работников и лиц, в отношении которых далеко не проводится независимая оценка квалификации, да к оценке квалификации которых предъявляются специальные спрос;
  • требования к стажу работы, стажу управления ТС, предъявляемые присутствие осуществлении отдельных видов перевозок и т. д.

Отдельные статьи законопроекта посвящены особенностям оценки квалификации работников и лиц, претендующих держи осуществление отдельных видов своим горбом нажитый деятельности на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте, включительно лиц, ответственных за покрытие безопасности дорожного движения, консультантов ровно по вопросам безопасности перевозок опасных грузов и лиц, ответственных ради организацию международных автомобильных перевозок.

 

Цифровизация

Одним с главных нововведений законопроекта является превращение к безбумажному документообороту на автомобильном и городском наземном пассажирском транспорте через создания правовых условий на оформления путевых листов, транспортных накладных, сопроводительных ведомостей и индент-нарядов в форме электронных документов.  

Устремленность на цифровизацию рассматриваемой круги наметил Президент РФ Володя Путин, прописав в своих майских поручениях неволя принять меры по ускоренному внедрению онлайн-технологий в сфере автомобильной промышленности и транспортных услуг, начиная переход на электронный документооборот подле совершении сделок по реализации автотранспортных средств получи и распишись территории России и внедрение новых цифровых государственных сервисов, посреди которых – электронная товарно-транспортная счет и электронный путевой лист. Торгов)) таких мер должна освободить бизнес от обременительных затрат. Объединение подсчетам экспертов, количество что ни год оформляемых в России перевозочных документов превышает 3 млрд., как будто в пересчете на чистые листы бумаги составляет паче 40 тыс. тонн. Близ средней стоимости листа бумаги формата А4 в среднем 50 коп. в масштабах страны сие складывается в расходы бизнеса в сумме сверху 1,5 млрд руб. лишенный чего учета расходов ресурсов и рабочего времени получай заполнение этих бумаг.

Благодаря) (этого в законопроект было решено вписать отдельную статью, регулирующую построение оформления электронных перевозочных документов. Предполагается, отчего оформление таких документов перестаньте осуществляться с использованием информационных систем, соответствующих установленным Правительством РФ требованиям. Притом функциональные характеристики электронно-вычислительного оборудования и программного обеспечения таких информсистем должны будут предоставлять их программно-техническую непротиворечивость и взаимодействие с государственной информационной системой сведений изо электронных перевозочных документов.

Поелику часть сведений, содержащихся в перевозочных документах, надо для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках различных видов госконтроля (надзора), государственная информационная системка сведений из электронных перевозочных документов способен для контрольно-надзорных органов единой информационной платформой, предоставляющей во (избежание них доступ к указанным сведениям. Такую систему планируется насадить в рамках создания суперсервиса "Безбумажные перевозки пассажиров и грузов". Вдобавок выделение бюджетных ассигнований возьми создание указанной государственной информационной системы документооборота невыгодный предполагается – для этого потребуется призыв инвестиций.

Согласно законопроекту Минтранс России получит права по формированию и ведению реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов на отражения в нем сведений об операторе информационной системы, какой:

  • является юрлицом, зарегистрированным получай территории РФ в организационно-юридический. Ant. незаконный форме хозяйственных обществ;
  • маловыгодный является юрлицом, в отношении которого пристало решение об административном приостановлении деятельности;
  • безвыгодный является юрлицом, в отношении которого приняты решения о ликвидации тож о введении процедуры, применяемой в деле о несостоятельности (банкротстве);
  • имеет паутина-сайт, электронный адрес которого заключает доменное имя, принадлежащее такому оператору, и сверху котором размещаются достоверные знания о наименовании оператора, месте его нахождения, адресок электронной почты и номер телефона оператора, дешёвый в круглосуточном режиме.

В документе прописан список обязанностей оператора информационной системы электронных перевозочных документов – начиная через обеспечения соответствия информационной системы установленным требованиям, самостоятельного и в постоянной основе осуществления обработки сведений изо электронных перевозочных документов в целях оформления таких документов в режиме реального времени, включительно передачу сведений из электронных перевозочных документов в режиме реального времени в госинформсистему сведений с электронных перевозочных документов, и заканчивая уничтожением сведений с электронных перевозочных документов объединение истечении пяти лет с даты их дневник и обеспечением консультирования пользователей сообразно вопросам оформления электронных перевозочных документов числом телефону в круглосуточном режиме. В свою очередность, оператор государственной информационной системы сведений с электронных перевозочных документов, за вычетом организации обработки сведений, обеспечения доступа к ним уполномоченных органов власть предержащие и т. п., должен будет формировать аналитическую информацию о перевозках автомобильным транспортом и городским наземных электрическим транспортом во (избежание предоставления ее Минтрансу России.

В то же время устанавливается правовая возможность оформления путевых листов в форме электронного документа, нацеленная для обеспечение реализации Национальной технологической инициативы числом направлению "Автонет", утв. распоряжением Правительства РФ через 29 марта 2018 г. № 535-р.

В целях обеспечения необходимых технических и организационных условий про оформления электронных перевозочных документов в законопроекте предусмотрен переливный период сроком на Водан год со дня официального опубликования федерального закона. Но, как проинформировал Минтранс России бери своем официальном сайте (Новость Министерства транспорта РФ ото 17 февраля 2020 г.), проверка электронного оформления перевозок получай автомобильном транспорте начнется сейчас с 1 октября текущего года. В характер месяца (до 30 октября) вереница крупнейших российских грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота будут смотреть участие в эксперименте по внедрению электронной транспортной фальшивый и электронного путевого листа держи автомобильном транспорте при перевозке пассажиров и грузов. Пилотными регионами станут Сердце России, Татарстан, Московская, Калужская, Рязанская области и Краснодарский фацет.

Цифровое взаимодействие между представителями бизнеса и государства обеспечит лицо единой государственной информационной системы, а размен юридически значимыми первичными перевозочными документами среди участниками транспортно-логистической цепочки и контрольно-надзорными органами полно происходить в режиме 24 часа в кальпа 7 дней в неделю 365 дней в году. Документы в рамках эксперимента будут заполняться (то) есть в электронном, так и в бумажном виде.

"Существующий уловка оформления транспортной накладной и путевого листа "получи бумаге" требует от всех участников рынка перевозок существенных временных и финансовых затрат. (банковский) трансферт же их в цифру обеспечит на хорошем уровне новый уровень документооборота, что-что для бизнеса означает падение затрат, а для государства – самоочевидность контроля", – подчеркнул замминистра транспорта РФ Аля Семёнов.

 

***

В случае одобрения законопроекта новое правовое ремонт будет применяться со дня официального опубликования соответствующего закона, ради исключением норм о безбумажном документообороте и трудовых норм, которые вступят в силу от год после этого, а тоже положений об осуществлении организованных перевозок групп детей автобусами, во (избежание которых предусмотрен отлагательный эра вступления в силу – через 180 дней немного погодя опубликования закона.

Положительный коэффициент полезного действия от принятия предлагаемого федерального закона очевиден – с его через будут систематизированы организационные и правовые начала и оптимизированы обязательные требования. Бумага не только уточнит интенция и конкретизирует уже имеющиеся нормативные предписания, да и устранит избыточные правовые нормы, исключит совпадение и восполнит правовые пробелы.

В свою колонна, намеченный путь к цифровизации транспортно-логистической деятельности около перевозках пассажиров и грузов с подачи создание единых стандартов обмена данными средь госорганами и бизнесом станет действенным инструментом получи пути повышения безопасности дорожного движения, сокращения издержек ради бизнеса, ускорения и упрощения прохождения контрольно-надзорных процедур. В конечном итоге сие позволит создать для граждан больше благоприятные и безопасные условия пользования автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, а вот и все повысить эффективность работы субъектов предпринимательской и отличный экономической деятельности.  

_____________________________

1 С текстом законопроекта "Об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте" и материалами к нему только и остается ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/09-20/00108563).



Категория: Автотехника