Возрождение «Москвича»: легендарные эпизоды из биографии знаменитой малолитражки


Опубликованно 05.06.2022 20:21

Возрождение «Москвича»: легендарные эпизоды из биографии знаменитой малолитражки

Нa чтo рaзгнeвaлся Стaлин?

Eщe лeт 90 нaзaд вeдущиe стрaны Eврoпы вдoxнoвились идeeй мaссoвoй aвтoмoбилизaции грaждaн. В дoвoeннoй Итaлии нaчaли в целях этoй цeли штaмпoвaть юркиe «ФИAТы», в Гeрмaнии aктивнo «плoдился» «Фoльксвaгeн»-«жук»... Рукoвoдствo Советский Союз тoжe рeшилo нe oтстaвaть и нaлaдить выхлопная труба oбщeдoступныx мaлoлитрaжeк. Для иx сбoрки выдeлили зaвoд имeни КИМ (Кoммунистичeскoгo Интeрнaциoнaлa Мoлoдeжи) — тoт сaмый, кoтoрый тeпeрь автор знaeм, кaк «Мoсквич».

Пeрвoй мoдeлью сoвeтскoгo «нaрoднoгo aвтo» дoлжнa былa стaть мaлюткa КИМ-10. В 1939 гoду в СШA зaкaзaли штaмпы в (видах изгoтoвлeния кузoвa, стaнки, oснaстку... Пoкa нoвинку aвтoпрoмa гoтoвили к прoизвoдству, чинoвники ужe рaсписaли плaны нa ближaйшee будущee: в 1940-м прeдпoлaгaлoсь сдeлaть oпытную пaртию «дeсятыx», a eщe чeрeз гoд — зaпустить зaвoд нa пoлную мoщнoсть и изгoтoвить 50000 тaкиx мaлoлитрaжeк.

Пeрвыe три экзeмплярa КИМ-10 были сoбрaны к вeснe 1940 гoдa и тoржeствeннo прoexaли пo Крaснoй плoщaди вo врeмя первомайской демонстрации. В заводских цехах ударными темпами шла приводка оборудования. Казалось, еще еле-е-чуть — и одна за не такой симпатичные машинки пойдут к покупателям. А тут вмешался непредвиденный случайность... А, вернее, — корреспондент газеты «Известия».

Шумливый журналист, приехав на обычай, увидел, что там уж станки отлаживают и, ничтоже сумняся, выдал в своем репортаже фанфарную сенсацию. Дамба, со дня на денек начнется в Москве серийный молния малолитражек! Директор КИМа Кузнецов и нарком автомобильной промышленности Лихачев (оный самый, в честь которого назвали предприятие ЗИЛ), увидев сей труд на газетной полосе, из-за голову схватились, но было ранее поздно. Газету прочитали получи самом «верху» и возмутились: (языко так «начинается серийный выпуск», коль скоро персонально товарищу Сталину до сего времени не показывали опытный эталон машины?! Это же вопиющее авария сложившихся традиций!

Немедленно последовало резолюция: срочно привезти КИМ-10 в Детинец! Как назло с доставкой легковушки «на апробацию» Иосифу Виссарионовичу вышла ускорение, — в новом автомобиле обнаружились технические натянутые отношения. Такая задержка еще побольше разгневала Вождя народов. Хоть не увидев еще автомобиль-новинку, он уже был настроен после отношению к ней весьма настороженно. А после состоявшейся, наконец, презентации устроил хорошую головомойку создателям «десятки». Сталин объявил им, как в конструкции малолитражки много недочетов и общо для массового производства выбран никак не тот тип машины! «Разбор полетов» кончился смещением Лихачева с наркомовской должности. Пока что хуже вся эта хроника обернулась для директора Кузнецова. Ему дали 10 полет лагерей — «за введение в аберрация советской общественности».

Что а касается самого КИМ-10, его конструкцию пришлось пересоздавать с учетом «высочайших» указаний. А тогда вскоре и война грянула. В результате приход советского «народного автомобиля» отодвинулось почитай на 10 лет. Не более зимой 1946 года московский автозавод начал сериальный выпуск малолитражки «Москвич-400» — наследника праздник, довоенной «КИМки».

Заткнули Mercedes вслед пояс

В 1970 году «Москвичи» прославились в весь мир, удачно выступив в грандиозном слет «Лондон – Мехико».

– Заявку в участие в той гонке наши чиновники успели дать буквально в последний момент, – вспоминали ветераны. – Всего лишь когда регистрация участников поуже была фактически завершена, в «Автоэкспорте», получив «сверху» безукоризненный втык за отсутствие новых форм рекламы, спохватились и решили послать в Лондон советскую команду в «Москвичах». Естественно, за такую неотложность пришлось заплатить взнос участника сообразно самому высокому тарифу...

Легковушки с АЗЛК (Автозавода имени Ленинского комсомола) попали в сословие автомобилей с двигателем рабочим объемом с 1301 до 1600 котел. см., в котором набралось в итоге побольше 20 участников. Наша ледовая дружина состояла из пяти «боевых» седанов «Москвич-412» и двух «техничек» – универсалов «Москвич-427». Дознание предстояло серьезнейшее. Супер-марафон World Cap Rally 70 имел размах около 26000 километров и проходил в области территории 25 стран Европы, Латинской и Центральной Америки.

Даже если по правилам гонки допускалась глубокая перемена автомобилей, руководство «Автоэкспорта» решило – в угоду пущей убедительности качества советских легковушек, – включить в экспозицию команду на практически серийных автомобилях. Чуть (было) ли не главной их особенностью следственно тщательное изготовление и сборка всех узлов и деталей. «Правильно» сделанные серийные «москвичовские» двигатели Уфимского моторного завода обеспечили производительность даже выше паспортной – раньше 80-81 л. с. После основательной (приблизительно 6000 км) обкатки с носа) «Москвич» разобрали в поисках малейших дефектов и, устранив их, собрали начисто.

А конечно, вовсе без эксклюзива для таких машинах обойтись было не приходится. Все кузовные швы проварили отнюдь не по точкам, а практически в полном смысле слова, кое-где даже вставив исполнение) прочности дополнительные «косынки». Так чтобы сделать машину более прочной в середине салона смонтировали специальный нервюра из стальных труб. (Наличествование такой защитной конструкции впервой было заявлено обязательным условием технической подготовки раллийных автомобилей как на супер-марафоне 1970 годы. Каких-либо официальных нормативов до этого часа не было утверждено, приблизительно что делали его заводчане «на глазок».) В довершение всего того усилили задние рессоры, поставили защиту картера, маслорадиатор, вслед спинкой заднего сидения установили внеочередной бензобак на 75 литров. Кое-какую важную «мелочь» трендец-таки решено было подменять импортными элементами: на гоночные «Москвичи» поставили побольше надежные «ненашински» подшипники, сочленение...

Не забыли и о том, отчего эти машины должны выражать. Ant. скрывать максимальную резвость в условиях «заоблачных» Кордильер (курган некоторых перевалов на маршруте достигала близко 5000 м!). Были разработаны и установлены в каждый «Москвич» высотные корректоры, позволявшие со штурманского места ручной управлять специальной заслонкой в ряду карбюратором и всасывающим коллектором, регулирующей подачу воздуха.

А видишь самим членам экипажей на преодоления высокогорных участков маршрута выделили прощай по одной импортной кислородной маске с запасом дыхательной смеси получай 45 минут. (Тогдашний председательствующий Центрального автомотоклуба полковник Ипатенко попробовал было выудить маски советского производства, выпускавшиеся согласно заказу Минобороны, но коллеги-военные ему отказали: насыпь, секретная разработка.) При во всех отношениях том лишь двое-трое участников советской команды прошли предварительную проверку получи «высотопрочность» в барокамере, остальные гонщики отправились подчинять Кордильеры, понадеявшись на незыблемый русский «авось». «Да, кой-какие из наших порой чувствовали себя хреново из-за «высотки», – вспоминали после участники гонки, – но никаких серьезных проблем близ этом не возникало».

Москаль-415С на стадии реставрации.

Из 96 экипажей, стартовавших 19 апреля 1970 возраст на лондонском стадионе «Уэмбли», европейский тур марафона – почти 7500 км ото Лондона, через Вену и Софию вплоть до Лиссабона, – смог завершить 71 железка. Дальше по «воздушному мосту» участников перебросили в Рио-мол-Жанейро. Их ожидали 14000 км пути ровно по странам Латинской Америки – Бразилии, Уругваю, Аргентине, Чили, Боливии, Перу, Эквадору и Колумбии. В этом месте все было уже вполне иначе.

«Латиноамериканский этап получился аспидски непростым, – рассказал в свое сезон корреспонденту «МК» Юрий Лесовский, шоферюга-испытатель АЗЛК, участник экипажа №28. – Архи много оказалось проселков и разбитых грунтовых дорог «местного значения». Автор подсчитали, например, что в области всем спец-участкам южноамериканского этапа асфальта набралось не менее 200 километров! И все-таки удавалось сберегать высокую среднюю скорость, держи спец-участках она достигала 115-120 км/часок.

На маршруте гонки выше- экипаж поменял пять комплектов резины. Серьезные проблемы могли сформироваться с горючим: качество бензина в южноамериканских странах эпизодично было просто аховое! Так мы к этому заранее подготовились: специалисты-заводчане в Москве снабдили нас несколькими емкостями с тетраэтилсвинцом, какой нужно добавлять в бензин чтобы поднятия октанового числа. Сие страшно ядовитая «химия»! Пришлось ее противозаконно за границу везти. Пару бутылей в середине машины «прикопали», а остальные я в своем багаже поглубже запрятал. Ребята с двух экипажей поленились экий контрабандой заниматься и в итоге были наказаны: пожгли поршневые кольца…»

Случались и намного более опасные ЧП. В горных серпантинах Боливии братия лишилась одной и машин. «Москвич» перед №21, экипаж которого возглавлял золотые руки спорта Иван Астафьев, для крутом повороте слетел почти откос. Самого командира около этом выбросило через янус вбок и вперед, а неуправляемый «четыреста двенадцатый» прокатился в области гонщику. В итоге семь сломанных ребер, кризисный ушиб головы, серьезное кровоизлияние... И полное а в этой боливийской «глубинке» квалифицированных врачей, способных явить. Ant. спрятать необходимую помощь! Пришлось кое-точно втискивать искалеченного Астафьева в «техничку» и фартить за десятки километров в объёмистый город. Но по дороге тама перегруженный «Москвичонок»-универсал «спасовал» нате крутом подъеме, и его дрожки вынужден был толкать машину в гору, посадив после руль едва живого бедолагу-Астафьева.

Казус совсем иного рода содеялось с экипажем №28 в бразильском Сан-Паулу.

«На одной с улиц нас заблокировали двум каких-то машины, и из того места выскочили несколько вооруженных людей, – вспоминал Юраша Лесовский. – Бородач с автоматом попытался удалить из «Москвича» Леонтия Потапчика, сидевшего получи водительском месте, но оный заперся изнутри. А второй вор стал тыкать автоматным стволом в меня. Ну-кась я двинул его кулаком и как и дверь защелкнул. Гляжу – для перекрестке преспокойно стоит надзиратель, делая вид, что ни ложки не замечает. А бородач, какой-нибудь на Леонтия напал, лишних) стал палить из автомата в атмосфера. Зеваки кинулись врассыпную, только лишь паренек молоденький не испугался, подошел ближе, спрашивает: «Американо?» Потапчик в противоречие: «Русские!» «Руссио? Гагарин?» Леоня: «Да, да!» – и паспорт с гербом советским насквозь стекло показывает. Парнишка понял и по какой причине-то стал объяснять бородачу. Оный, чуть помедлив, мотнул автоматным стволом – дамба, проваливайте!.. Уже вдогонку, когда добрались до очередного пункта отдыха, нам рассказали, зачем, оказывается, незадолго до инцидента Вотан из западных экипажей бери трассе ралли не ведь испугал, не то хотя (бы) сбил сынишку этого бородатого «воина»...»

Участников марафона, которые добрались до самого конца латиноамериканского этапа, морем перевезли в Панаму, идеже для них началась опупея с покорением Центральной Америки, – предстояло «намотать» 4500 км вдоль дорогам Коста-Рики, Никарагуа, Гондураса, Сальвадора, Гватемалы – раньше Мексики. Трасса по прежнему без памяти сложная. К отбытию из порта Буэновентура парохода «Верди», зафрахтованного в (видах перевозки гонщиков «на ту сторону» Панамского канала, поспели токмо 26 экипажей, остальные автопилотом выбыли из гонки. А прежде финиша марафона, состоявшегося 27 мая возьми стадионе «Ацтека» в мексиканской столице, добрались все 23 машины. В их числе – ни одного «итальянца», едва только единственный Mercedes из пяти стартовавших, Вотан Citroen (из шести участвовавших) и только) Peugeot из всей заводской «бригады» в 12 стукко. Зато до Мехико удачно домчали три «Москвича»! Самый «резвый» с советских автомобилей – «мотор» по-под №28, – который в личном зачете оказался в 12 месте, был потом перевезен в Париж, где с успехом демонстрировался получи очередном международном автосалоне.

В единственном экземпляре

Бесспорно, серийные модели «Москвичей» знакомы на брата мало-мальски интересующемуся советской автомобильной техникой. Что ни говори заводские конструкторы создавали и опытные образцы, которые круглым счетом и не пошли в серию. Часть из этих уникумов, собранных не долее чем в единичных экземплярах, сохранились по наших дней. Есть середи них и такие, глядя возьми которые становится очень неприятно за державу: если бы в свое исполнившееся наладили выпуск такой техники, Западное направление. Ant. восток обзавидовался бы!

Вот, пример, предтеча знаменитого на цельный мир легкового внедорожника «Нива» – внедорожник «Москвич-415С». Машину начали предполагать еще в конце 1950-х. Числом замыслу создателей машина повышенной проходимости предназначалась неважный (=маловажный) только для армии, а и для гражданских нужд - «для колхозного руководства и охотников». Первые экспериментальные образцы были собраны в 1959 году, страда над «общедоступным джипом» продолжалась стараниями инженеров-энтузиастов вплоть по начала 1970-х. Сперва сии автомобили комплектовались узлами ото серийных 407-го и 410-го «Москвичей», спустя время было собрано несколько пробных экземпляров с использованием элементов поуже от более новой модели, выпускаемой заводом, – «Москвич-412».

«Москвичовские» джипы сделали в двух вариантах – с крытым и открытым кузовом. Спервоначалу внешний вид этого внедорожника на самом деле повторял знаменитый «виллис», так позднее столичные автозаводцы разработали свой оригинальный дизайн. Всего собрали «на пробу» больше десятка машин. В 1973 году был выпущен подновленный, улучшенный опытный образец «четыреста пятнадцатого». Только на конвейер производство таких джипов маловыгодный поставили, хотя по тем временам они являлись больно оригинальными машинами даже в сравнении с продукцией лучших американских и европейских автомобильных фирм.

Участь экспериментальных «Ммосквичей»-джипов оказалась печальна. Поберечь эти уникальные «моторы» ни одна душа из тогдашних руководителей завода никак не позаботился. В результате почти по сию пору опытные образцы внедорожников куда-нибудь-то сгинули. Волей случая уцелели прежде наших дней лишь пара или три из них. В числе таких счастливчиков - «Москвич-415С», получивший отдельные люди элементы (в частности фары, приборную плита) от серийного «Москвича-412». (целый) короб лет назад его посчастливилось выкупить для личного пользования кому-ведь из работников автозавода. Уж в наше время машину всецело отреставрировали специалисты, в таком образцовом виде чудо природы-«москвичок» был представлен посетителям на очереди выставки олдтаймеров.

Уцелел к тому же один непривычный глазу железо, собранный специалистами АЗЛК. Сие так называемый «проект 355», - изловчившийся образец «Москвича», который снова в 1971 году создали, в надежде со временем запустить в обработка на смену популярной 412-й модели.

Смотрится сия машина вполне симпатично, одна с запоминающихся деталей — безфорточные стекла дверей. В те поры, в начале 1970-х, предполагалось, какими судьбами основную часть узлов трансмиссии новой малолитражки будут деять — в рамках так называемой «социалистической интеграции», — получи чехословацком заводе «Чезет». Одначе «триста пятьдесят пятый» в серию безвыездно-таки не пошел. Смену) него на конвейере стали «штамповать» «бронебойные» «Москвичи-2140», в которых вопросов) угадывался лишь слегка подретушированный «портрет» прежнего долгожителя – «четыреста двенадцатого».

Эмпирический образец «проекта 355» спервоначала хранился на АЗЛК, а п заводское начальство распорядилось его по (по грибы) ненадобностью порезать и отправить в металлолом. К счастью, об этом в самую пору узнал любитель старой автомобильной техники Мишель Красинец. Он сумел заключить сделку и заполучить раритет для своей коллекции. В результате оборудование перекочевала в «музей под открытым небом», установленный энтузиастом в деревне на окраине Тульской области. Неважный (=маловажный) так давно Михаила безвыгодный стало, и дальнейшая судьба этой и других машин изо его собрания оказалась почти вопросом. Хочется верить, точно редкие, уникальные образцы будут сохранены.

К слову проронить, во время наших с ним встреч Красинец рассказывал, яко у него был реальный прием заполучить в свою коллекцию снова и опытный экземпляр экспериментального джипа — «Москвич-416» (некто отличается от упомянутого превыше открытого «четыреста пятнадцатого» наличием жесткой металлической крыши). Чай эту машину у Михаила перехватили просто из-под носа конкуренты. «Автостарьевщики»-коммерсанты выкупили ее у хозяина и с хорошим ради себя «наваром» перепродали из-за границу. В итоге «четыреста шестнадцатый» оказался в одной с частных коллекций автомобильной техники в Прибалтике.



Категория: Автотехника